Наблюдение за полетом птицы. Конспект осенней прогулки «Наблюдение за перелетными птицами. Методика и материал

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной"

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.

Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

О каком времени года говорится в загадке? (О весне)

Воспитатель: Правильно, дети, наступила прекрасное время года - весна.

А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)

А какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение?

О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

Что вы знаете о перелетных птицах?

Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

Какие перелетные птицы поселились дружной компанией на деревьях школьного двора? (грачи)

Дети наблюдают за поведением грачей.


Рассматривают следы птиц на снегу и гнезда



Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

– Чем заняты птицы весной?

Какие птицы заботятся о своем потомстве?

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель :Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.







Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

1 апреля отмечается экологический праздник «Международный день птиц». С 1926 года и в нашей стране каждой весной проводится День.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки «Необыкновенное путешествие весной» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ. 1. Обратить внимание детей на изменения в природе весной: стало тепло,небо голубое и только кое-где.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: - уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; - учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Обычное утверждение, что птицы летят весной на север‚ а осенью на юг, является значительным упрощением, хотя оно почти так же справедливо, как всякое краткое обобщение. Довольно известным исключением служат вертикальные миграции птиц с хребтов в долины, а во влажных тропических лесах для каждой популяции наблюдаются менее длительные перемещения, связанные с кормовыми условиями в дождливый и засушливый периоды.

Миграции океанских птиц могут происходить почти в любом направлении. Например. белолобая крачка, гнездящаяся в Новой Зеландии, осенью летит почти строго на запад, чтобы провести зиму на восточном и юго-восточном побережье Австралии. Американский красноголовый нырок, который гнездится в прериях по берегам небольших озер, летит зимовать почти прямо на восток - к Атлантическому побережью, Зимующий в Индии розовый скворец улетает гнездиться на северо-запад, в степи Турции и юга России.

В Южном полушарии, вполне понятно, направление перелетов обратное: осенью птицы летят зимовать на север, и тропикам. Причем такие миграции предпринимает здесь меньшее количество сухопутных птиц, чем можно было бы ожидать. Это отчасти объясняется тем, чтов Южном полушарии площадь суши, расположенной в умеренном климате, гораздо меньше‚ чем в Северном. Надо учесть также что птицы Южного полушария изучены значительно хуже. Птицы южных морей тоже совершают дальние миграции, особенно виды, гнездящиеся на берегах и прибрежных островах Антарктиды. Даже пингвины, которые могут путешествовать только вплавь, мигрируют весной на сотни километров к югу, в район Антарктики, а зимой возвращаются обратно в более теплые воды. Пожалуй, наиболее хорошо изучены перелеты начурки Вильсона. Это один из многих видов буревестников размером приблизительно с американского странствующего дрозда. Матросы называют ее «цыпленком Матушки Кэри». Обычно эти птицы летают над самыми волнами, нередко перебирая перепончатыми лапками по воде, словно помогая полету. Хотя качурки, когда наблюдаешь за ними с корабля‚ выглядят слабыми и похожи на мотыльков, они легко выдерживают океанские штормы и проводят большую часть своей жизни вдали от берегов. Качурка Вильсона гнездитея на небольших островах между южной частью Южной Америки и прилегаюшими районами Антарктиды, особенно на Южной Георгии, Южных Шетландских островах и Южных Оркнейских островах. В течение марта и апреля — осенних месяцев Южного полушария — эти качурки мигрируют на север, в тропические воды Южной Атлантики. В июне их очень много у восточных берегов Соединенных Штатов, значительно больше, чем местных северных качурок, гнездящихся в это время на островах у берегов штата Мэн и Новой Шотландии. В течение северного лета они широко распространяются по Северной Атлантике от Новой Англии и залива Св. Лаврентия до Бискайского залива и северо-западных берегов Африки. В октябре качурки Вильсона начинают двигаться к югу и встречаются уже от тропических вод Атлантики, особенно у африканских берегов, на юг до мест их гнездовых колоний. Как показывает рисунок ниже, эти птицы, несмотря на их малые размеры и относительно медленный полет, мигрируют почти так же далеко, как полярная крачка, о чьих подвигах мы уже отзывались с восхищением.

Наблюдения за качурками Вильсона в Северной и Южной Атлантике. Белыми кружками обозначены места, где они отмечались в январе, а кружками с точкой - в июле.

Большинство мигрирующих птиц Северного полушария, вообще говоря, движется на север или на юг, но их истинные пролетные пути могут отклоняться на 45-60° от компасного направления на север при весенних перелетах или на юг осенью. Далеко не всегда эти отклонения объясняются направлением береговой линии или речной долины. по которой летят птицы. В Западной Европе многие птицы летят осенью из Скандинавии, Англии и Северной Германии на юго-запад в южную Францию или Испанию. Другие птицы из тех же гнездовых областей летят осенью в юго-восточном направлении, на Ближний Восток. Многие птицы из двух этих групп останавливаются на Средиземноморском побережье, но не меньшее количество птиц других видов летит и прямо на юг, в Африку. Во время ежегодных миграций из Европы в Африку сотен видов птиц заметно их стремление лететь не прямо через Средиземное море, а обогнуть его с востока или с запада-через Испанию и Гибралтарский пролив. С другой стороны, многие виды летят и прямо через Средиземное море, никуда не отклоняясь. Хорошим примером первой группы птиц, летящих окольным путем, является крупный, хорошо заметный и всем известный белый аист. В Западной Европе были окольцованные тысячи этих аистов, а повторные встречи их по всему маршруту перелета позволили довольно точно обозначить путь, по которому они путешествуют (рисунок ниже). Примерно такие же выводы можно сделать и о миграциях птиц в Северной Америке, надо только «заменить» Средиземное море Мексиканским заливом. Наибольшее различие заключается, пожалуй‚ в том, что мощные горные массивы западной части Соединенных Штатов и Центральной Америки несколько изолируют птиц тихоокеанского побережья от обитателей равнин центральной части США и восточного побережья. Но и здесь есть исключения, особенно среди водоплавающих птиц.

Осенний перелет европейского белого аиста. Аисты, гнездящиеся во Франции и на западе Германии, летят через Испанию, те же, что гнездятся дальше на восток, огибают Средиземное море с восточной стороны.

Многие североамериканские виды птиц из обширных районов гнездования в восточной и центральной части США или южной Канаде летят более или менее строго на юго-восток во Флориду, на Багамские острова или на острова, расположенные в восточной части Карибского моря. Некоторые из них летят по этому маршруту с крайнего севера. К этой группе относятся и кулики, гнездящиеся по побережью Ледовитого океана в северной Канаде и достигающие Атлантики около устья реки Св. Лаврентия. Многие из этих куликов летят дальше на юго-восток или на юг, в Южную Америку. Зимовки некоторых видов находятся значительно южнее экватора, как, например, у рисового трупиала или американский бурокрылой ржанки (рисунок ниже). Многие мигранты не придерживаются строго какого-нибудь направления в течение всего весеннего или осеннего перелета. Картирование большого числа пролетных путей ясно показывает наличие особых «поворотных пунктов», расположенных в определенных точках маршрута. Например, птицы Северной Европы, которые огибают Средиземное море с юго-востока или юго-запада, достигнув Марокко или Египта, меняют направление и летят почти прямо на юг.

Маршруты перелетов взрослых американских бурокрылых ржанок осенью и весной. Молодые птицы этого вида летят на юг приблизительно по маршрутам весенних перелетов взрослых птиц к северу. Таким образом, они находят дорогу от гнездовий в Арктике, где вывелись, к местам зимовок в Южной Америке без помощи взрослых птиц своего вида.

https://pandia.ru/text/79/150/images/image002_104.jpg" width="84" height="84">

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСНА ИДЁТ!»

Наблюдение за прилётом птиц

Составитель: , по материалам проекта «Весна идёт» (www.)

© Лаборатория экологии КОДЦЭОиТ, март 2007

Миграции птиц

Одна из самых поразительных и интереснейших способностей птиц – это перелет или миграции. Каждый год они собираются в стаи и преодолевают тысячи километров для того, чтобы переждать зиму в более теплом и благоприятном климате.

Основная причина птичьих миграций – недостаток корма. Зимой в Европейских странах птицам трудно добывать в достаточном количестве насекомых, фрукты или семена, зато на других континентах, где климат более благоприятный, пищу можно найти е избытке. Хотя, часть птиц не выдерживает длительных перелетов и погибает, большинство выживает, и миграции позволяют перелетным птицам сохранить свой вид.

Для того чтобы выдержать это испытание, к его началу птицы должны быть здоровыми, с хорошими жировыми запасами и новым оперением. После окончания периода размножения и до того, как отправиться в путь, птицы проходят «полное обновление». Почти по всему телу птицы накапливается подкожный жир. При перелете, особенно когда не будет необходимого корма, подкожный жир будет единственным источником энергии. В этот же период полностью меняется оперение птицы, проходит так называемая линька. Перья, на которые ложится особая ответственность, меняются: старые изношенные выпадают, а на их месте вырастают новые.

Во время перелета птицы получают много информации из окружающей среды. Существуют три основных источника информации для них – солнце, звезды и магнитное поле земли. Они помогают птицам определять свое местонахождение и выбирать правильное направление. Во время своего полета птицы наблюдают за расположением солнца и звезд, а изменение магнитного поля земли они улавливают с помощью специального рецептора, расположенного сразу за клювом птицы. Молодые птицы обучаются ориентированию во время своих первых перелетов.

Как принять участие в проекте

Участвовать в проекте "Весна идет!" легко и интересно!

Проект «Весна идет!» – это первый шаг к появлению в нашей стране такого широко распространенного в Европе явления, как «бедвотчеры» или наблюдатели за птицами. Благодаря помощи детей и взрослых, ежегодно мы можем отмечать приход весны. Участвовать в проекте легко и интересно. Самое главное – каждый год отмечать в ваши первые встречи перелетных птиц.

Благодаря вашим наблюдениям сотрудники международной организации BirdLife и Союза охраны птиц России смогут ежегодно анализировать данные о первых встречах птиц, получать информацию о весенних явлениях и определять, в какую из недель больше всего людей увидели первых перелетных птиц. Это совершенствует наши знания о миграциях птиц в Европе.

Как вносить данные?

Собрать и передать данные совсем нетрудно, особенно, следуя приведенным ниже пунктам:

1) Изучите виды, выбранные проектом «Весна идет!» – обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, черного стрижа и белого аиста (для этого обратитесь к разделу «Птицы» - «Познакомьтесь поближе с видами птиц») – и найдите информацию о том, когда они прилетают в нашу страну.

2) В этот период внимательно наблюдайте за окружающей вас природой и, как только вы увидите или услышите кого-то из них (кукушку очень трудно увидеть, и вы должны быть готовы только слышать ее), отметьте дату наблюдения. Помните, в форму нужно вносить данные только о первой встрече вида!

3) Затем возьмите анкету и аккуратно внесите в неё свои данные. Для этого вам необходимо помнить дату встречи и где вы встретили птицу. После того, как вы заполните все пункты анкеты, отошлите её нам.

4) Расскажите своим друзьям о своем участии в проекте «Весна идет!».

Свои наблюдения вы проводите рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Всё, что вам нужно сделать – это наблюдать за приходом весны, внимательно вслушиваться и всматриваться в окружающую природу, уделяя особое внимание четырем видам птиц, которых мы выбрали для наблюдения за приходом весны.

Когда вы увидите или услышите птицу одного из описанных видов, запомните или запиши дату и район, где вы ее увидели. Считать птиц не обязательно.

Вы можете проводить наблюдения рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Лучше всего наблюдать за птицами за городом, так как три из четырех видов редко встречаются в городе. Если вы городской житель, то можете сосредоточить свое внимание на стрижах.

Но что действительно важно – это не забыть внести свою информацию в предложенную анкету.

Какова цель проекта?

Основная цель нашего проекта – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования. Даже отрывочные наблюдения, сделанные большой группой людей, дают ценные сведения о миграциях птиц, о том, какие изменения проходят в их путешествиях от года к году. Основное достоинство проекта «Весна идет!» заключается в ширине географического покрытия, а это достигается, благодаря огромному количеству участников, собирающих информацию по всей Европе.

По прошествии некоторого периода, когда будет собрано достаточно данных, можно будет уловить изменения в датах прилета, и, возможно, определить, как зависят ежегодные изменения даты прилета от изменений климата.

Как посмотреть результаты?

Полученные анкеты будут незамедлительно отправлены в Москву в Координационный центр Союза охраны птиц России. Там ваши наблюдения будут перенесены на сайт международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.). На этом сайте вы сможете посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени. В них вы можете найти самую первую дату встречи птиц на всей территории Европы, а, выбрав свою страну, вы сможете увидеть дату первого прилета в нашей стране или в своем регионе. Войдя в раздел «Результаты», и выбрав «Таблицы», вы сможете увидеть, сколько сообщений о встречах этих птиц уже пришло из нашей страны или вашего региона.

Где и как мы собираемся использовать ваши данные?

Благодаря информации, которую вы собираете, BirdLife International может получить представление о численности птиц, возвращающихся с зимовок в Европу, датах их прилета и путях пролета. Мы не ставим перед собой задачи учесть всех птиц (она неразрешима), но учитывать часть популяции вернувшихся птиц одним и тем же методом реально и возможно.

Собранные данные можно использовать для анализа сроков прилета и путей пролета птиц. Результаты можно проанализировать отдельно в разных географических масштабах: для Европы в целом, для европейской части России или отдельного ее региона. Кроме того, ежегодное картирование встреч отдельных видов птиц поможет составить детальную картину их прибытия.

Изготовьте гнездовой домик для черного стрижа

Главным делом, которым мы можем помочь птицам – это развешивание гнездовых домиков. Обычно их называют скворечниками, что не совсем правильно. Кроме домиков для скворцов можно сделать жилища для многих других дуплогнездников, даже для черных стрижей. Вы имеете возможность изготовить такое искусственное гнездовье для стрижа сами. Для его изготовления потребуются плотницкие инструменты, карандаш, линейка, гвозди и сухие доски из любой породы дерева. Вполне пригодны и старые доски, лишь бы они не были гнилыми. Сначала заготовьте, по приведенным рисункам и чертежам, основные части (стены, дно, крышку, прикрепительную планку) домика и только после этого начинайте сколачивать гнездовье. Изготовленные конструкции подвешиваются как на здания, так и на деревья (но тоже вблизи жилья человека) на высоте не менее 7 метров над землей (рис.).


Попытайтесь разгадать некоторые тайны перелетных птиц

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы.

На все вопросы отвечать не обязательно. Выберите вопросы, которые больше всех интересны вам.

Белый аист

· Как отличить молодую птицу от взрослой?

· Чем питаются аисты?

· Гнездо белого аиста (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда белые аисты улетают на зимовку?

Деревенская ласточка

· Как отличить молодых птиц от взрослых?

· Чем питаются ласточки?

· Гнездо ласточки (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое? Чем отличается гнездо деревенской ласточки от городской?)

· Куда деревенские ласточки улетают на зимовку?

Обыкновенная кукушка

· Чем питаются кукушка и какая её роль в природе?

· Как у кукушки проходит гнездовой сезон?

Черный стриж

· Чем питаются стрижи?

· Гнездо стрижа (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Где собирают строительный материал? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда кукушки улетают на зимовку?

Помогите птицам: вопросы-ответы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГРОЖАЕТ ЛИ КАКАЯ-ТО ОПАСНОСТЬ ПТИЦАМ, ВЫБРАННЫМ ДЛЯ ПРОЕКТА «ВЕСНА ИДЕТ!»?

Хотя все описанные виды – это обычные для Европы птицы, а их популяции многочисленны и широко распространенные, все же в некоторых случаях им может угрожать опасность. Например, популяция белого аиста претерпела значительные сокращения во второй половине 20 столетия. Основными причинами этого было осушение заболоченных участков, использование пестицидов в сельском хозяйстве и глобальное изменение климата.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ ВСЕ ЭТИ ПТИЦЫ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ЕВРОПЫ?

Если люди не будут должным образом заботиться об этих легко узнаваемых и интересных птицах и местах их обитания, в один прекрасный день они могут исчезнуть из наших городов и поселков. Расширение сельскохозяйственных угодий, осушение заболоченных участков и изменение климата также могут серьезно повлиять на широко распространенные виды птиц Европы. Если мы и в будущем хотим любоваться красотой и неповторимостью диких птиц, их необходимо охранять и помогать им в настоящее время.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ ЭТИМ ВИДАМ ПТИЦ?

Каждый человек, в соответствии с его возрастом и навыками, может помочь птицам. Можно принимать участие в специальных программах, направленных на сохранение отдельных видов птиц, можно строить искусственные гнездовья или подкармливать птиц в тяжелые для них периоды жизни.

Архив новостей проекта «Весна идет!»

Итоги проекта "Весна идет!" за 2006 год

Завершился первый этап нового для России проекта «Весна идет!». В период его проведения дети, а также их родители и учителя всей Европы и европейской части России наблюдали за прилетом мигрирующих птиц, а с ними и приходом весны в их страны. Все четыре вида, выбранных для проекта, а именно белый аист, кукушка, стриж и деревенская ласточка, проводят зимние месяцы на африканском континенте, и только с наступлением периода миграции возвращаются в Европу. Первыми их встречали жители Испании и Португалии, а затем продвигающихся все севернее и севернее птиц отмечали жители средней и северной Европы и, наконец, их встретили жители России.

Из 47 приглашенных участвовать в проекте стран наиболее активными участниками стали жигосударства. Среди них Испания, Болгария, Турция, Ирландия, а также наши соседи Республика Беларусь, Литва и Латвия. Из этих стран пришло от 150 до 300 и более сообщений. Немного отстаем от них мы, жители России. Тем не менее, радует широкий географический охват присланных сообщений. В наблюдении за прилетом птиц участвовали жители от Республики Дагестан и Брянской области до Мурманской области и Ненецкого автономного округа. Очень активными оказались школьники Республики Карелия.

В итоге мы имеем следующее. В учете мигрирующих птиц приняли участие жиобластей, республик и автономных округов европейской части России. Всего они прислали около 170 сообщений, большая часть которых пришлись на кукушку и деревенскую ласточку – наиболее узнаваемых птиц нашего региона.

Итоги проекта "Весна идет!" за 2007 год

В этом году перелетных птиц встречали дети и взрослые уже 37 стран Европы. Всего они прислали более, чем в 4 раза больше сообщений, чем в предыдущий год. Если в 2006 г. их число равнялось 3987, то в 2007 г. их количество достигло 16277 сообщений. В целом по Европе в лидерах по количеству присланных сообщений оказались Ирландия, Польша и Италия. Долгое время третье место занимала Россия, но потом мы передвинулись на четвертую позицию. На долю трех первых стран пришлось основное количество сообщений – более 11000. Более полутысячи сообщений прислали Россия, Болгария и Украина. Больше всего сообщений пришлось на деревенскую ласточку – 5747 встреч. Погодные условия были очень теплыми, и по результатам проекта в среднем по Европе птицы прилетели на 13 дней раньше, чем в предыдущий год.

Общее количество сообщений, присланных российскими участниками проекта в этом году, достигло 897, а в его осуществлении приняли участие 21 область и республика России. Самыми активными российскими участниками проекта оказались жители Калининградской области , которые прислали 663 сообщения (или 74 % всех российских сообщений). Приятно отметить присоединение к проекту таких республик, как Дагестан, Татарстан , Марий-Эл, Удмуртия .

Самыми ранними были сообщения о встречах аистов – в Калининградской области их впервые отметили 1 марта . Несмотря на казалось бы всеобщую узнаваемость кукушки по голосу, по широте географического охвата первыми оказались ласточка и стриж. По количеству присланных сообщений лидировал аист, а за ним – по убывающей шли ласточка, кукушка и стриж.

Проект "Весна идет!" открыл сезон 2008

Мы открываем новый сезон проекта "Весна идет!". Несмотря на то, что в большинстве стран Европы еще стоят зимние холода, первых ласточек уже видели в Испании, Португалии и на Кипре. А это верный признак того, что весна уже не за горами! Давайте встречать ее все вместе!

Познакомьтесь поближе с видами

Белый аист

Белый аист – это высокая черно-белая птица с длинной шеей, высокими красными ногами и большим прямым красным клювом. Белое оперение головы, шеи и тела контрастирует с черным оперением крыльев, отливающим красным и зеленым цветом. Его коричневые глаза окружены окологлазничным кольцом черного цвета.

Аистов легко заметить по очень характерному для них звуку: пара одновременно стучит клювами, как будто стучат двумя толстыми деревянными палочками.

Легче всего увидеть этих птиц на гнезде, кроме того, их можно встретить на влажных лугах или недавно убранных полях.

Гнезда аистов очень большие, построены они высоко над землей, откуда открывается хороший обзор окружающей местности.

В европейской части России, так же как и в Европе, аистов можно видеть с марта по август. Отдельных птиц можно увидеть еще и в октябре, но, чаще всего, это ослабленные птицы.

К сожалению, белых аистов можно увидеть не в каждой европейской стране. На протяжении последнего столетия число возвращающихся с зимовки птиц год от года сокращается. Основными причинами этого явления считаются изменение климата и сокращение водно-болотных угодий – мест обитания белых аистов.

Деревенская ласточка

Деревенская ласточка – это маленькая птица с иссиня-черной спинкой, охристым горлышком, белым брюшком и длинным раздвоенным хвостиком, напоминающим двузубую вилку. На фоне неба она выглядит почти полностью черной. Но все равно ее легко узнать по раздвоенному хвосту и легкому скользящему полету.

Сидя на проводах, ласточки щебечут, поворачиваясь в разные стороны. Ранним утром их громкое щебетание может даже разбудить вас. На европейский континент они возвращаются весной для того, чтобы свить гнездо, вывести и выкормить своих птенцов. В России вы можете их встретить с мая по сентябрь.

Как отличить деревенскую ласточку от стрижа?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от стрижа, ласточка при движении сгибает крылья, а ее хвост имеет длинные косицы. Запомните, что деревенские ласточки встречаются, в основном, в сельской местности, а стрижи – в городах.

Хотя ласточки – птицы обычные, и их численность в Европе стабильна, тем не менее, помните, что вред, наносимый окружающей среде и местам их обитания, может привести к их исчезновению с нашего континента.

Обыкновенная кукушка

Обыкновенная кукушка – это птица величиной с голубя с пепельно-серой верхней частью и брюшком, покрытым грязно-белыми пятнами. Они очень пугливы и скрытны, и увидеть их удается немногим. Если вам повезло, и вы встретили в лесу кукушку, то, вероятнее всего, она покажется вам темной птицей обтекаемой формы, быстро летящей над лесной поляной. Гораздо легче услышать кукушку. И если вы услышали характерное «ку-ку, ку-ку», это означает, что самец кукушки извещает о своем прилете и зовет самку присоединиться к нему.

Кукушка достаточно обычна повсюду: в лесу, на открытых пространствах и на склонах гор. Знаете ли вы, что кукушки не строят своих собственных гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? Обычно кукушонок вылупляется первым и выбрасывает из гнезда остальные яйца и птенцов.

Численность кукушек в Европе большая, и их популяция достаточно стабильна, тем не менее, следует отметить, что численность птиц в странах западной Европы сокращается, особенно заметно – во Франции.

Черный стриж

Черный стриж – это темно-коричневая птица, но на фоне неба он кажется почти черним. У него длинные серповидные крылья и короткий раздвоенный хвост. В полете вы можете спутать его с ласточкой, но стриж, в отличие от ласточки, на лету никогда не складывает крылья. Его невозможно увидеть сидящим. Гнезда стрижей, как правило, спрятаны под крышами, и они стремительно влетают туда и вылетают. Среди всех птиц стрижи выделяются как по своей способностью выживать в неблагоприятных условиях, так и по продолжительности жизни, они могут доживать до 21 года, для такт маленьких птиц это очень много!

Летним днем посмотрите высоко в небо, там вы сможете увидеть группы птиц, с резким криком стремительно летающих над крышами домов – это стрижи. В отличие от ласточек, они никогда не присаживаются для отдыха. Стрижи великолепно летают и проводят в воздухе почти все свое время, они даже спят на лету! Садятся они только у своего гнезда.

Проще всего стрижей наблюдать в городской черте, где они сооружают свои гнезда в щелях и вентиляционных отверстиях, а иногда – в специально вывешенных для них гнездовых ящичках.

Как отличить стрижа от ласточки?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от ласточки, он никогда не складывает их в полете. Хвост стрижа более широкий и более короткий. Помните, что стрижа проще всего увидеть в городе, а ласточку – в сельской местности.

Популяция стрижей в Европе очень большая и стабильная.

Пожалуйста, пришлите свой отчёт до 5 мая в Лабораторию экологии КОДЦЭОиТ (, каб.18, Калининград, 236006). Консультацию Вы можете получить по тел./, электронной почте *****@***ru (, методист).

Издано

при поддержке:


Форма отчёта

Отчёт о проведении проекта «Весна идёт!»

Пожалуйста, добавьте ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (см. форму в пособии)

ОЧЕРК

Пожалуйста, дайте развёрнутое описание вашей работы со школьниками по проекту «Весна идёт!» в форме статьи в газету.

v Очерк должен составлять 1-3 стр. печатного текста.

v При составлении очерка Вам могут помочь вопросы и таблицы, приведённые ниже, но не ограничивайтесь ими. Если Вы не использовали какие-либо задания, просто пропустите соответствующие вопросы отчёта.

v Помните, что Ваш очерк должен быть интересным и занимательным, вдохновлять других людей последовать вашему примеру! Постарайтесь приложить иллюстративные материалы – рисунки, фотографии и любые творческие результаты работы.

v Какие классы и сколько человек принимало участие в акции?

2. Что вы сделали для изучения и сохранения перелетных птиц?

* Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

* Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

Кроме письменных наблюдений принимаются любые творческие результаты пропаганды (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

1. Что Вы сделали для изучения прилёта птиц?

v Где проводили наблюдения? Укажите населенный пункт.

v Как долго Вы наблюдали за прилётом птиц (укажите даты)?

v Каков ваш главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях?

v Какие виды из встреченных вами наиболее обычны и многочисленны? Какие виды птиц и почему нуждаются в помощи?

Приложите любые творческие результаты (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

2. Что Вы сделали для охраны птиц весной?

v Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

v Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

В своём отчёте не забудьте поблагодарить тех людей, которые помогали Вам.

Пожалуйста, ПРИЛОЖИТЕ анкеты по наблюдениям за перелетными птицами

Каждому научному исследованию свойственны свои пу­ти и методы, более или менее многочисленные, которые с различной скоростью приводят к цели. Это в равной мере зависит как от накопленного в данной области науки опы­та, так и от предмета исследования.

Точно так же и в науке о перелетах птиц соответствен­но многообразию стоящих перед ней задач существуют различные направления исследования. Если рассматривать каждое в отдельности, то у них как будто мало общего Но всех их можно, тем не менее, свести к двум основным формам: наблюдению и эксперименту, которые связаны между собой различными переходами.

Мы уже видели, что развитие науки о перелетах птиц шло от случайных наблюдений явлений к систематической регистрации наблюдаемых фактов и затем переросло в по­пытки анализа фаунистического материала. Большим ша­гом вперед явилось введение кольцевания как вспомога­тельного метода изучения авифенологии. Наконец, стали применяться физиологические методы исследования, кото­рые должны были дать ответ на основные вопросы, до тех пор рассматривавшиеся лишь умозрительно.

Такая историческая смена направлений исследования, однако, отнюдь не означает, что одно из них должно было заменяться другим по той причине, что оно устарело в свете новых знаний. Большей частью оказывалось необхо­димым применение всех этих методов, не утративших свое­го значения и по сегодняшний день. Ниже мы познако­мимся с объемом и значением этих методов, с теми вопро­сами, для решения которых они используются, и с их практическим применением.

В качестве первого метода исследования рассмотрим полевые наблюдения за перелетом птиц.

Значение метода научного исследования полевые на­блюдения приобретают лишь тогда, когда они проводятся систематически и по хорошо продуманному плану. Для этого необходимо сделать точные записи о видах, привести хотя бы приблизительные цифры количества птиц, уста­новить высоту и направление перелета и охарактеризовать погоду. Кроме того, надо попытаться отметить первое по­явление перелетных птиц, увеличение и уменьшение коли­чества прилетных птиц и окончание перелета у отдельных видов в определенной области. На основе этих данных со­ставляются календари перелета для различных видов птиц, по которым в течение нескольких последующих лет можно вычислять средние показатели. Такие календари пе­релета в ограниченных, экологически замкнутых областях при нормальных сезонных условиях погоды точно отража­ют ход перелета во времени. Вейгольд (1930) разработал для острова Гельголанд пространный календарь переле­тов в виде графических схем, охватывавший десятилетний период и почти все встречавшиеся там виды птиц (рис. 2). Для других наблюдательных пунктов также составлены подобные календари, хотя бы для определенных видов птиц и для менее продолжительного времени (например, для Росситтена и Курской косы или Вассенаара в Гол­ландии). В любой другой местности такие данные полу­чить значительно труднее, чем наГельголанде. При срав­нении таблиц, кривых или графических схем можно сде­лать ценные выводы об особенностях перелетов, обуслов­ленных географическим положением, особенностями ланд­шафта и погодой. Дальнейшее развитие этого направления работ заключается в объединении наблюдений над пере­летом, проводимых одновременно в более обширных райо­нах специально подготовленными орнитологами, которые образуют сеть наблюдателей, работающих под единым ру­ководством. Как уже упоминалось, Линней еще в 1750 г. организовал такую сеть наблюдателей. В дальнейшем его примеру последовали многие ученые прошлого века. В итоге этих наблюдений был накоплен огромный материал, который, однако, в связи с неодинаковой надежностью лиц, участвовавших в его сборе, имел ограниченное значе­ние и до сих пор едва подвергся обработке; далеко не полные данные изложены в «Сообщениях комитета наблю­дательных станций Германии», «Орнитологическом журнале» («Journalfur Ornithologie») за 1875-1893 гг. и в журнале «Аквила» («Aquila») Венгерского орнитологиче­ского центра.

Бесспорно, наибольших успехов в этом отно­шении достиг Венгерский орнитологический институт, ко­торый в 1875-1914 гг. с помощью 120-150 подготовлен­ных наблюдателей провел ценную работу и дал сведения по многочисленным вопросам перелетов птиц в Венгрии. Так, Шенк, ставшийвпоследствии руководителем этого инсти­тута, составил карты возвращения различных перелетных птиц. При помощи этих карт можно проследить последо­вательность ежегодного расселения птиц в зависимости от климатических условий и ландшафта. Сходные карты перелетов для некоторых местностей Юго-западной Гер­мании и для Швейцарии составлены Бретшером, уделяв­шим особое внимание изучению влияния климатических ус­ловий. Кук установил, что в Северной Америке изопиптезы канадской казарки приблизительно соответствуют изотер­ме 35°F. Этот факт он поставил в связь с улучшением ус­ловий питания. Позже Саутерн (1938) сравнил изопиптезы деревенской ласточки и пеночки-веснички с данными о распределении тепла весной (рис. 4), в то время как Сливинский (1938) ограничился только изображением изопиптез некоторых видов птиц. Эти авифенологические кар­ты частично берут свое начало от работы Миддендорфа «Изопиптезы России», о которой мы уже упоминали выше. В настоящее время, несмотря на всякого рода затруд­нения, также создаются сети наблюдателей, охватываю­щие обширные пространства. Так, Дрост организовал такую сеть к осеннему перелету1930 г. по всему району Северного моря и получил ценные сведения о деталях пере­лета на различных пунктах побережья. Осенью 1929 г. сетью наблюдателей в менее обширном, но крайне важном для перелета птиц районе Курского залива руководил Шюц. При этом удалось установить поразительное, но для данной местности весьма характерное распределение про­летных путей. В этом же направлении работали в 1933 г. и голландские наблюдатели, сумевшие получить ценные сведения о перелетах в западной части Северного моря и в его отдельных районах.

Конечно, не все местности в равной степени пригодны для наблюдений над перелетом птиц. В некоторых из них он еле заметен, другие же места являются прямо-таки фокусами перелета птиц, и наблюдения в этих районах обещают дать весьма ценные результаты. Эти местности обычно отличаются особым географическим расположени­ем (горные проходы, горы, места, богатые озерами, побе­режья морей, русла рек). Поэтому в таких пунктах орни­тологи многих стран организовали постоянные наблюда­тельные станции, которые впоследствии стали центрами научно-исследовательской работы по изучению перелетов птиц. Это относится, в первую очередь, к Германии, где обе орнитологические станции, Гельголанд и Росситтен, расположенные в центре пролетных путей, сыграли исклю­чительно важную роль в изучении перелетов птиц.

Первая в Германии орнитологическая станция была основана в 1901 г. в маленьком рыбачьем поселке Россит­тен на Курской косе, которая тянется слегка выпуклой ду­гой от Клайпеды на юг по направлению к Земландскому (Калининградскому) полуострову. Ее длина составляет 97 км , а ширина равна в среднем лишь немногим сотням метров. Тинеман оценил значение для перелета птиц этой узкой косы, расположенной между Балтийским морем и Курским заливом, и указал на необычайно благоприятные возможности этого места для наблюдений и исследований. Тогда Германское орнитологическое общество начало контролировать деятельность этой орнитологической станции (которая вначале была просто наблюдательным пунктом) и назначило Тинемана ее руководителем. В 1929 г. он был сменен Хейиротом и его постоянным заместителем Шюцем. Последний оставался в Росситтене почти до конца второй мировой войны. С 1923 г. орнитологическая станция была прикреплена к Обществу покровительства наукам импе­ратора Вильгельма (рис. 5) (Следует указать на коренное различие понятий «орнитологи­ческая станция» (Vogelwarte) - научная станция по изучению пе­релетов птиц - и «станция по охране птиц» (Vogelschutzwarte) - учреждение по охране птиц, - которые нередко путают).

Чем объяснить значение Курской косы для перелетов птиц? Ответим на этот вопрос при помощи прилагаемой схемы. Осенью перелетные птицы из обширных террито­рий к востоку от Балтики (вплоть до Сибири) в боль­шом количестве направляются к побережью, которое, на­чиная от Эстонии, тянется преимущественно в южном направлении. Все сухопутные птицы избегают полета над морем, всвязи с чем они сперва скапливаются на берегу, а затем мигрируют на юг; в пути к ним присоединяются птицы, летящие с севера и востока. Таким образом, этот поток вскоре сильно разрастается, пока возле Клайпеды не достигает оконечности косы. Суша здесь несколько отклоняется на юго-восток, а коса проходит в юго-запад­ном направлении, которое больше соответствует направ­лению перелета птиц. Поэтому птицы в основной массе покидают в этом месте берег и продолжают путь над узкой косой, причем и здесь к ним из внутренних районов Балтики примыкают стаи птиц, стремящихся к косе через вначале еще узкий залив. Коса образует своего ро­да мост, разделяющий водные пространства (отсюда и его народное название «мост перелета птиц»), на котором тес­нятся стаи птиц, пока они не увидят далеко на юге Зем-ландский (Калининградский) полуостров, после чего пти­цы вновь рассеиваются (рис. 6).

Особые географические условия в сочетании с преиму­ществами дюнного ландшафта с его большей частью ред­кой растительностью (и соответственно благоприятными возможностями для наблюдений) позволили выявить здесь такие массовые перелеты птиц, какие не удавалось наблю­дать ни в одном другом пункте Европы. Вот несколько цифр для иллюстрации: в отдельные благоприятные для перелета дни число пролетающих здесь птиц достигало 500 000; только за три утренних часа, с 6 до 9 час, их бы­ло около 200 000. В иные дни это были на 99 % зяблики, которых на этом основании считают особенно типичными представителями массовых перелетов. В тесной связи с этим обстоятельством стоит обилие полученных орнитоло­гической станцией Росситтен данных по многим частным вопросам изучения перелетов птиц.

Совершенно иную картину мы наблюдаем, рассматри­вая положение и значение бывшей орнитологической стан­ции Гельголанд (рис. 8). Она была основана в 1909 г. как отделение Государственного биологического института. За исключением времени первой мировой войны ею образцо­во руководил Вейгольд, пока в 1924 г. его не сменил Дрост. Станция стала известной после работГетке, кото­рый в течение десятилетий проводил на ней наблюдения и впервые указал в своей книге «Орнитологическая стан­ция Гельголанд» («Die Vogelwarte Helgoland») на значе­ние острова для перелетов птиц. Расположенный более чем в 40 км от ближайшего берега круто поднимающийся утес из песчаника площадью всего 0,5 км 2 является для перелетающих через море птиц единственной возможно­стью для отдыха, которой особенно пользуются плохо ле­тающие, а при туманной погоде - и другие птицы. Но особое значение для бесчисленных ночных путешественни­ков имеют далеко видимые огни маяка, они служат одно­временно и указателем пути, и магнитом, который в пол­ной темноте магически притягивает к себе птиц, так что часто огромные массы птиц вторгаются на остров, кото­рый иногда кажется сплошь покрытым ими (После выключения гельголандского маяка в начале второй мировой войны Дрост все же отмечал по-прежнему мощный ноч­ной перелет над островом). Едва ли в каком-нибудь другом месте можно так хорошо проследить именно ночной пролет птиц, который в общем плохо под­дается наблюдениям. Конечно, и другие маяки и брандеры предоставляют подобные возможности для наблюдений, так как и они привлекают многочисленных птиц, которые приближаются к ним с характерными криками, а иногда, ослепленные, влетают в яркую полосу света и нередко по­гибают, ударяясь о стекла или постройки, но гельголандский маяк был настолько же не сравнимым в своем влия­нии, насколько невообразимо мощным был около него ночной пролет птиц.

Иногда при особых условиях погоды в восточных райо­нах Северного моря к Гельголанду устремлялись такие массы птиц, что по сравнению с ними обычные пролеты над островом казались незначительными. Так, дни массо­вых пролетов отмечались в октябре 1940 г. и октябре 1942 г. в связи с похолоданием, распространившимся с севера, и плохими условиями видимости в Гельголандскойбухте.

Такого рода ограниченные во времени массовые и ноч­ные пролеты, характерные для Гельголанда, определяли его значение как орнитологической станции, тогда как в Росситтене особую ценностьпредставляла прежде всего регулярность перелетов.

На Гельголанде не так уж редко появлялись залетные птицы из Сибири, Гренландии, Се­верной Америки и Средиземноморской области, что дока­зывает неоднородность условий перелетов в этом месте, которые в большой степени обусловливались местоположе­нием острова и метеорологическими условиями во всем районе Северного моря (рис. 11).

Третья германская орнитологическая станция Хиддензее (Hiddensee), расположенная перед островом Рюген, была создана в 1936 г. Поставленные перед нею задачи были вначале преимущественно фаунистического и фено­логического характера, что соответствовало местоположе­нию станции. Первый ее руководитель, Штади, подчерки­вал, однако, физиологическое направление работ, и его пре­емникШильдмахер, видимо, собирается их продолжить (Работы по изучению физиологических сторон явления переле­та птиц проводятся в настоящее время в Хиддензее проф. Шильдмахером.- Прим. ред. ).

В этой связи необходимо еще вкратце остановиться на возможностях определения перелетов птиц в ночное время. О наблюдениях возле маяков и о гибели около них птиц уже было сказано. Опасность для птиц еще больше увеличивается, если маяки соединены с радиостанциями, так как тонкие провода антенн, так же, как и телеграфные провода, ночью невидимы. Вследствие этого после ночно­го пролета около маяков часто находят много мертвых или раненых птиц. В Дании их уже в течение многих лет ре­гистрируют и таким образом получают важные сведения о перелетах птиц (см. сообщения Хёрринга «Fuglene ved de danske Fyr»). Вейгольд предложил лампы, которые слегка освещали также верхнюю часть маяка; тем самым были предотвращены удары о них птиц, которые, будучи ослеплены прожектором, не замечали верхней части баш­ни. Эти лампы оправдали себя и на германском побе­режье введены повсюду (рис. 12).

Во внутренних районах суши роль береговых маяков выполняют различные яркие источники света: прожекторы, дуговые лампы, сигнальные огни для самолетов, освещен­ные площади и дома и т. д. Хотя они и не привлекают летя­щих ночью птиц в такой степени, как равномерный огонь сильных ламп маяков, все же часто заставляют их лететь ниже и издавать характерные крики. Крики эти, вероят­но, способствуют сплочению стаи, образуя своего рода «звуковой контакт», но возможно также, что они только выражают состояние возбуждения, которое охватывает птиц при виде внезапно появившихся огней. В результа­те оказывается возможным определять пролетающих птиц по голосам. До сих пор речь шла только о наблюдениях над перелетами птиц в ограниченных районах. Если же та­кие наблюдения проводятся по всей области распростра­нения какого-либо вида птиц (что отнюдь не обязательно делать одновременно и для чего можно использовать раз­личные литературные данные), то становится возможным составить монографии перелетов, содержащих сведения о пролетных путях, скорости перелета, зимовках и осо­бенностях поведения во время перелета представителей данного вида. Лишь в последние годы для этого стали планомерно использовать фенологические наблюдения. Первыми это сделали венгерские орнитологи, затем немец­кий исследователь Гейр и североамериканские ученые, а в последнее время Гроте и Штреземан.

Шагом вперед в описании перелетов в монографиях на основе фенологических наблюдений является попытка ис­пользовать при этом данные современной систематики. Она делит многие виды птиц на легко различимые геогра­фические расы, т. е. различные популяции. Если мы, на­пример, обнаружим ясно отличимую от нашей белой трясо­гузки британскую расу или британскую форму клуши, или гренландскую каменку за пределами их области гнез­дования, то мы можем сделать вывод относительно их пролетных путей и зимовок. Так Штреземану (1927-1934) удалось установить, что часто даже близкородственные расы птиц по-разному относятся к перелету, мигрируют различными путями и зимуют далеко друг от друга, хотя никаких вынуждающих их к этому причин, казалось бы, нет. Поэтому исследования по систематике, например измерения величины и веса, определение состояния оперения, возраста и пола, также составляют часть работ по изучению перелетов птиц, а следовательно, являются за­дачей орнитологических станций.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?