Малые предприятия включат в реестр по данным налоговой отчетности. Выписка из реестра СМП: как получить и скачать Исключение из реестра малого и среднего предпринимательства

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Недавно изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям. Об этом новшестве и его последствиях рассказывает представитель Минэкономразвития России.

Максим Викторович, для чего были изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу? М.В. Паршин : Изменения, внесенные в законодательство, связаны с созданием и последующим ведением в автоматическом режиме Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, от понятия «выручка» мы переходим к понятию «доход от ведения предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» - к понятию «среднесписочная численность работников». Уточнены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Оператором Реестра назначена Федеральная налоговая служба. Реестр заработает на сайте ФНС с 1 августа 2016 г.И с 1 августа вводятся дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Один из них - предельная суммарная доля участия в уставном капитале иностранных и крупных организаций - относится к обществам с ограниченной ответственностью. А к акционерным обществам этот критерий не применяется? М.В. Паршин : Если доля крупных или иностранных компаний в уставном (складочном) капитале предприятия превышает 49%, такое предприятие теряет статус субъекта МСП. Подобный критерий существует в законодательстве многих стран и получил в зарубежной практике название «критерий независимости происхождения». Сейчас в информационных ресурсах ФНС нет оперативной информации о структуре уставного капитала акционерных обществ. Поэтому применить такой критерий к АО и внести в Реестр субъектов МСП сведения об АО пока невозможно. Так что этот критерий действительно применяется только для обществ с ограниченной ответственностью.В перспективе мы рассчитываем разработать механизм сбора таких сведений для целей ведения Реестра - либо непосредственно у эмитентов, либо у организаций, обладающих соответствующей информацией. Прорабатывается вопрос объединения информационных систем Минэкономразвития, Банка России и ФНС.Получается, «обычные» АО, не выпускающие высокотехнологичную или инновационную продукцию, не смогут получить статус МСП и попасть в Реестр? М.В. Паршин : Действительно, данные об «обычных» АО с небольшим доходом и численностью работников пока не могут быть включены в Реестр. Но наиболее массовая форма организации малого бизнеса в России - общество с ограниченной ответственностью. Сведения о таких компаниях в Реестр, безусловно, будут включены, если эти общества соответствуют критериям по размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, среднесписочной численности работников и структуре уставного капитала.Какова с 01.08.2016 максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий: 99 или 100 человек? А для микропредприятий - 14 или 15 человек? М.В. Паршин : Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для малых предприятий 100 человек включительно, для микропредприятий - 15 человек включительно. А для средних предприятий - 250 человек включительно.Реестр заработает с 1 августа 2016 г. Но некоторые показатели (доход, численность работников) определяются по итогам предыдущего года. Лишаются ли организации, переставшие соответствовать правилам отнесения к малым предприятиям, этого статуса уже с 2016 г. или с 2017 г.? М.В. Паршин : До 1 августа 2016 г. применяются прежние правила отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП (по категориям микро-, малые и средние предприятия).Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие этим условиям и получавшие поддержку по государственным и муниципальным программам до 1 августа, сохранят право на такую поддержку до конца 2016 г.При этом с 1 августа 2016 г. отнесение предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и внесение сведений о них в Реестр будут происходить по новым критериям.Наш читатель приводит такую ситуацию. На начало 2015 г. по действующей в то время редакции Закона № 209-ФЗ организация относилась к средним предприятиям (выручка больше 400 млн руб., но меньше 800 млн руб. в течение 2 лет подряд). С 25 июля 2015 г. изменились критерии отнесения предприятий к малым: увеличился до 800 млн руб. предельный размер выручки за предшествующий год. У организации выручка в предшествующие 3 года подряд не превышала 800 млн руб. (и по другим показателям организация не превышала предельные значения для малых предприятий). Изменила ли организация с 25 июля 2015 г. свой статус на «малое предприятие» автоматически? М.В. Паршин : Категория субъекта МСП изменяется тогда, когда предельные значения средней численности работников или выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет подряд. Поэтому сейчас такая организация может быть отнесена к малым предприятиям.В 2015 г. выручка организации была более 800 млн руб. По всем остальным показателям организация не превысила предельных значений. Будет ли организация относиться к малым предприятиям с 1 августа 2016 г.? М.В. Паршин : С 1 августа 2016 г. при отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) мы переходим к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности. Сейчас Минэкономразвития России разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства РФ.Предельные значения дохода будут такими же, как сейчас предельные значения выручки: для микропредприятий - 120 млн руб., для малых - 800 млн руб., для средних - 2 млрд руб.Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.Таким образом, организация, о которой идет речь, может быть отнесена к категории среднего предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. находится в интервале от 800 млн до 2 млрд руб. При этом, конечно, должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 250 человек).Расскажите о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие сведения о малых и средних предприятиях будут в нем содержаться? Кто будет их вносить? М.В. Паршин : Помимо категории МСП (микро-, малое или среднее предприятие), в Реестре будут отражены сведения о том, какую продукцию предприятие производит, о его видах деятельности, данные о полученных им лицензиях, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.Реестр будет формироваться на основании:- сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), которую организация или предприниматель представляли в ИФНС в прошлом году;- сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;- сведений, поступивших в ФНС от других ведомств в порядке информационного
взаимодействия;- сведений, которые предприниматели могут подать в добровольном порядке.То есть сами организации и предприниматели подавать сведения о себе для внесения в Реестр не должны? М.В. Паршин : При формировании Реестра ФНС будет использовать сведения, которые содержатся в налоговой отчетности. Поэтому самое важное - правильно оформлять и своевременно подавать отчетные документы.В то же время, как я уже сказал, предприниматели смогут в добровольно-заявительном порядке подать в ФНС некоторые сведения для их внесения в Реестр. Например, информацию о том, что организация или предприниматель выпускает инновационную и высокотехнологичную продукцию. Или сведения о том, что организация - участник программы партнерства, которую реализует государственная компания - заказчик для своих контрагентов, чтобы повысить их организационную и технологическую готовность к исполнению заказов. Или данные о том, что у организации или предпринимателя в предшествующем календарном году были государственные и муниципальные контракты и (или) договоры с компаниями с государственным участием.Такие сведения любой предприниматель сможет представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это можно будет сделать с помощью специального сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС с 1 августа 2016 г.Если организация или предприниматель перестанут соответствовать критериям, их исключат из Реестра? М.В. Паршин : Впервые сведения в Едином реестре субъектов МСП появятся 1 августа 2016 г. Потом этот Реестр будет обновляться ежегодно 10 августа в автоматическом режиме. Но сведения о созданных предприятиях и предприятиях, прекративших деятельность, будут обновляться ежемесячно.Если хозяйствующий субъект потеряет статус субъекта МСП, в следующем году сведения о нем исключат из Реестра и он не сможет пользоваться мерами поддержки.А если каких-то важных сведений в налоговой отчетности организации или предпринимателя будет недоставать? М.В. Паршин : Если в отчетности нет сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или отчетность не позволяет определить величину дохода за предшествующий год, сведения о предпринимателе будут исключены из Реестра. Поэтому правильно оформлять и вовремя сдавать отчетность в налоговые органы очень важно.Кто сможет пользоваться Реестром? М.В. Паршин : Все желающие. Например, крупные компании смогут с помощью Реестра найти потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий. Для этого на сайте ФНС будет работать специальный бесплатный сервис.Кроме того, ведомства будут использовать данные Реестра для планирования контрольно-надзорной деятельности. Для малых предприятий предусмотрены в 2016-2018 гг. трехлетние надзорные каникулы. Именно по Реестру контрольные органы будут сверять информацию о таких предприятиях.Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в Реестр? М.В. Паршин : Специального порядка нет. Будут применяться обычные процедуры проверки сведений, содержащихся в налоговой отчетности, которую организации и предприниматели подают в налоговые органы.Если субъекты МСП получают дополнительную поддержку, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны включить их в реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Зачем вести отдельные реестры, если есть Реестр ФНС? М.В. Паршин : Цели ведения этих реестров разные.Реестры субъектов МСП - получателей поддержки нужны для того, чтобы проконтролировать ход оказания такой поддержки, отследить целевое расходование средств.Сведения в реестрах субъектов МСП - получателей поддержки хранятся дольше, чем в Едином реестре субъектов МСП. Если организация или предприниматель утратят статус субъекта МСП и перестанут получать поддержку, данные о них останутся в реестре получателей поддержки еще 3 года после окончания срока ее оказания.

Что чего нужен реестр субъектов малого предпринимательства ? Есть ли официальный сайт у реестра субъектов малого предпринимательства ? Что требуется сделать, чтобы организации или ИП попасть в реестр? Нужно ли писать заявление на внесение в реестр субъектов малого предпринимательства ? Какие сведения о компании или ИП включаются в реестр? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Что такое реестр малого предпринимательства

Основные вопросы, связанные с реестром субъектов малого предпринимательства , регулируются статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Поэтому если вы хотите получить общую информацию о реестре, то имеет смысл обратиться к данной статье.

В целом, реестр субъектов малого и среднего предпринимательства это обобщенная информация об организации или индивидуальном предпринимателе, которые относятся к малым.

Создание единого реестра

Прежде, реестры субъектом малого предпринимательства велись только на региональном уровне. То есть, каждый регион вел свой реестр. Так, к примеру, реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы ведется на сайте http://62.117.118.98:8088/msp/ .

Однако позднее законодатели посчитали, что данные нужно обобщить. И теперь Федеральная налоговая служба (ФНС) станет заниматься ведением единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства . В реестре будет содержаться обобщенная информация из всех регионов РФ.

Какие сведения должны быть реестре

Единый (общероссийский) реестр малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, призван объединить в себе все сведения, которые подтверждают статус малого или среднего предприятия или индивидуального предпринимателя (п.3 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • наименование фирмы или Ф.И.О индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения компании или место жительства ИП;
  • дата внесения сведений об организации или ИП в реестр;
  • категория субъекта малого или среднего бизнеса: микропредприятие, малое или среднее предприятие;
  • отметка о том, что компания или ИП является вновь созданным или уже зарегистрированным;
  • сведения о кодах ОКВЭД из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (См. « »;
  • сведения о лицензиях организации или ИП;
  • некоторые другие данные.

Открытие реестра в 2016 году

Впервые реестр Федеральная налоговая служба обязана открыть к 10 августа 2016 года. В нем должны содержаться сведения актуальные по состоянию на 1 июля 2016 года. После этого 10-го числа каждого месяца налоговики станут дополнять реестр СМП вновь созданными фирмами и бизнесменами. При этом из реестра будут исключаться фирмы и ИП, которые перестали относиться к малому и среднему бизнесу или прекратили деятельность.

Сайт реестра малого и среднего бизнеса – это, по сути, сайт ФНС. Сейчас информация и последние новости о реестре СМП располагаться по адресу https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/regbusiness/ . Таким образом, по сути, официальный сайт реестра субъектов малого предпринимательства это отдельный раздел на сайте ФНС. Зайдя сайт реестра СМП , любая компания или ИП сможет проверить, занесены ли они в реестр. В частности, скорее всего, поиск по реестру субъектов малого предпринимательства будет реализован по ИНН. При этом специальная выписка из реестра малого предпринимательства выдаваться не будет.
nalog.ru

Для чего будет использоваться реестр

Статус малого предприятия дает организации или ИП некоторые преимущества и льготы. В частности, малые предприятия вправе:

  • вести упрощенный бухучет. В частности, субъекты малого предпринимательства не обязаны выполнять требования ПБУ: 18/02, 2/2008, 16/02, 8/2010, 11/2008;
  • подавать в налоговую инспекцию меньший комплект документов в составе бухгалтерской отчетности;
  • платить региональный единый налог на УСН по пониженной ставке (если такая ставка установлена на региональном уровне);
  • отказаться от утверждения и применения локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (См. « »);
  • избежать неналоговых проверок (в некоторых случаях действуют «надзорные каникулы»).

Соответственно, сами субъекты малого предпринимательства и контролирующие органы, зайдя в реестр малого и среднего предпринимательства , смогут проверить, имеется ли у организации или ИП право на обозначенные преимущества. Также информация о том, что бизнесмен относится к малому бизнесу, может понадобиться чиновникам, чтобы принять решение о возможности финансировании малого бизнеса (в некоторых регионах существуют такие программы).

Как попасть в реестр

Самим организациям или ИП, чтобы попасть в новый реестр, предоставлять в ИФНС информацию не потребуется. В частности, не требуется подавать заявление на включение в реестр малого бизнеса . Налоговики должны сформировать единый реестр СМП на основании сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также отчетности, которая есть у инспекций. Специалисты из ФНС включат в реестр сведения обо всех компания и ИП, относящихся к микропредприятиям, малым и средним.

Заметим, что законодательством определены критерии, по которым организации или ИП относят к малому или среднему бизнесу. Перечислим их в таблице (статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

Критерий Пояснение
1 Средняя численность работников Средняя численность работников организации или ИП за предшествующий календарный год составляет:
до 15 человек включительно - для микропредприятий (относятся к малым предприятиям);
до 100 человек включительно - для малых предприятий;
от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
2 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать:
120 млн. рублей - для микропредприятий;
800 млн. рублей - для малых предприятий;
2 млрд. рублей - для средних предприятий.
3 Доля участия в уставном капитале (только для коммерческих организаций и потребительских кооперативов) Требования к долям участия в уставном капитале, в общем случае, следующие:
доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не должна превышать 25 процентов;
суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49 процентов;
суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.

Таким образом, что чтобы определить, включать ли организацию или ИП в реестр, налоговики, в частности, возьмут ее доходы за 2015 год из декларации по прибыли, по УСН либо по «вмененке» за IV квартал 2015 года. В реестр попадут компании, у которых доходы по отчетности:

  • до 120 млн. руб. (микропредприятие);
  • до 800 млн. руб. (малая компания);
  • до 2 млрд. руб. (средняя компания).

Изменения с 1 августа 2016 года

Обратите внимание, что с 1августа 2016 года вместо критерия «выручка» будет использоваться критерий «доход». В связи с этим в расчет дохода потребуется включать не только деньги, поступившие в кассу или на расчетный счет от покупателей и клиентов. В доходе потребуется учитывать все доходы организации или ИП, учитываемые для целей налогообложения, включая внереализационные (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Также с 1 августа 2016 года вместо критерия «лимит средней численности» будет использоваться критерий «среднесписочная численность». Поэтому если прежде в этом значении прежде учитывались внешние совместители и сотрудники по гражданско-правовым договорам, то теперь их в расчет численности включать не потребуется. Данные изменения, соответственно, повлияют на то, какие организации и ИП будет включаться в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства .
По вопросам данных новшеств вы можете посмотреть видео:

Упрощенка и патент

Стоит сказать, что в 2016 году в единый реестр будут включать компании независимо от того, соответствуют они критерию суммарной доли участия российских компаний в уставном капитале или нет. Об этом сказано в пункте 5 статьи. 10 Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Кроме этого, новые организации и ИП на «упрощенке», зарегистрированные с 1 августа 2016 года по 31 июля 2017 года, независимо от состава учредителей, доходов и численности работников относятся к микропредприятиям. Соответственно, все они должны попасть в реестр. Таким образом, на период 2016-2017 годов предусмотрен некоторый «льготный» период, связанный с включением «упрощенцев» в единый реестр.

Также все ИП, применяющие патентую систему налогообложения, независимо от даты регистрации в качестве ИП, признаются микропедприятиями. (п.3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ). Такие ИП на патенте тоже будет включены реестр субъектов малого предпринимательства.

Если фирма или ИП не попали в реестр

Если организация или ИП не попали в реестр субъектом малого предпринимательства, но считают, что имеют право на это, то им можно рекомендовать обратиться в свою налоговую инспекцию и показаться документы о численности работников и выручке. Если налоговики признают свою ошибку, то компанию или ИП обязаны будут включить в реестр.

Как остаться в реестре

Компаниям или ИП необходимо по итогам каждого года сдавать в контролирующие органы сведения о численности работников и отчитываться по налогам (сдавать декларации). Получив эти данные, налоговики будут знать, вправе ли организация или ИП назваться малым или средним бизнесов. Если же фирма или ИП не представит указанные данные, то сведения о них исключат из реестра субъектов малого предпринимательства . И, как следствие, компания или ИП потеряет статус малого предприятия и утратит право на льготы и меры поддержки со стороны государства.

В соответствии с законодательством РФ, компетентные государственные органы ведут Единый реестр, в который включаются сведения о малых и средних российских предприятиях, а также ИП, которые, исходя из показателей хозяйственной деятельности, могут быть отнесены к данной категории бизнесов. Каким критериям должны соответствовать фирмы для включения в соответствующий реестр? Каким образом сведения о хозяйствующих субъектах вносятся в него?

Что представляет собой реестр субъектов СМП?

Прежде всего определимся с тем, что представляет собой рассматриваемый реестр. Данный источник — это государственная база данных, в которой отражаются сведения о предприятиях, которые, исходя из критериев, установленных законом, могут быть классифицированы как субъекты малого или среднего предпринимательства.

Таким образом, то или иное заинтересованное лицо может, осуществив запрос в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, удостовериться, что, к примеру, его партнер имеет статус СМП, что подтверждено официальной записью в соответствующей государственной базе данных. Как правило, данные заинтересованные лица — это другие государственные структуры, муниципальные органы власти, крупные поставщики, рассматривающие возможность сотрудничества с СМП по тем или иным направлениям.

Пользоваться ресурсом, о котором идет речь, довольно просто. Он интегрирован с интерфейсами сайта Федеральной Зайдя на него, можно проверить, относится ли та или иная организация к соответствующей категории.

Стоит отметить, что рассматриваемый ресурс является федеральным. То есть, к примеру, отдельный реестр , Санкт-Петербурга или другого российского города не предусмотрен. Но, так или иначе, все столичные предприятия, равно как и зарегистрированные в других регионах - из числа тех, что соответствуют критериям отнесения к МСП, - заносятся в данный реестр.

Но каким образом сведения о данных фирмах попадают в соответствующие базы данных?

Как создается реестр СМП?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется непосредственно специалистами Федеральной То есть участия представителей фирм в данном процессе не требуется. ФНС классифицирует бизнесы как относящиеся к категории СМП исходя из тех сведений, что находятся в государственных информационных системах.

При этом предполагается, что каких-либо запросов со стороны ФНС в адрес предприятий с уточнением их статуса или с просьбой предоставить какие-либо сведения, позволяющие классифицировать фирму как СМП, осуществляться не будет.

Документами, на основе которых будут классифицироваться фирмы, сведения о которых должны быть внесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, могут быть:

Налоговые декларации;

Источники, формируемые в порядке информационных коммуникаций ФНС с теми или иными субъектами правоотношений.

Кроме того, для формирования рассматриваемого реестра могут использоваться записи, отраженные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП — баз данных, которые также администрируются Федеральной налоговой службой. Если в распоряжении ФНС не будет документов, на основании которых сведения о фирме могут быть внесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ, то соответствующие записи в рассматриваемую базу данных налоговики, как предполагается, вносить не будут.

Критерии отнесения фирмы к СМП: владение долями в уставном капитале

Исходя из каких критериев хозяйствующий субъект может быть отнесен к категории СМП?

В случае если он представляет собой юридическое лицо, то суммарная доля государственных или муниципальных структур, общественных объединений, религиозных организаций, фонов, в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%, а иностранных фирм, не классифицированных как СМП — 49%.

Критерии отнесения фирмы к СМП: инновационная деятельность

Кроме того, юридическое лицо может быть отнесено к МСП, если:

Его акции - в случае если юрлицо является АО - будут отнесены к ценным бумагам высокотехнологичного сегмента экономики в установленном законом порядке;

Деятельность юридического лица связана с внедрением интеллектуальных разработок, которые принадлежат учредителям данного юрлица — государственным или муниципальным учреждением, классифицируемым в соответствии с законодательством;

Юридическое лицо является участником проекта «Сколково»;

Хозяйствующий субъект учрежден юрлицом, включенным в реестр организаций, которые предоставляют тем или иным лицам государственную поддержку в сфере инноваций.

В свою очередь, на ИП указанные ограничения не распространяются. Что вполне очевидно — индивидуальные предприниматели не могут иметь ни акций, ни уставного капитала, который был бы с кем-то разделен. Однако как ИП, так и юрлица, претендующие на включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — Москвы или любого другого города, должны соответствовать установленным законодательством критериям по численности штата.

Критерии отнесения фирмы к МСП: численность штата и выручка

Среднесписочная численность их штата за предшествующий год не должна превышать:

15 человек, если хозяйствующий субъект — микропредприятие;

100 человек — если фирма — малый бизнес;

250 человек — если компания претендует на статус среднего предприятия.

Еще один универсальный критерий отнесения любых типов хозяйствующих субъектов — выручка. ИП или юрлицо, претендующие на включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, должны иметь выручку, которая не превышает предельных значений, устанавливаемых в нормативных актах правительства РФ. При этом доходы суммируются по всем направлениям деятельности, которые осуществляет фирма.

Итак, мы определили основные критерии, исходя из которых те или иные хозяйствующие субъекты включаются в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ. Полезно будет рассмотреть то, какие именно сведения о них фиксируются в соответствующей базе данных.

Реестр субъектов МСП: перечень сведений о фирмах

В рассматриваемый реестр включаются:

Наименования юрлиц или же Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей;

ИНН хозяйствующих субъектов;

Адреса фирм или места жительства ИП;

Даты включения сведений о хозяйствующих субъектах в единый реестр;

Информация о том, является ли хозяйствующий субъект вновь созданным;

Сведения об ОКВЭД ИП и юрлиц;

Информация о лицензиях, выданных тем или иным лицам.

Какие сведения предоставляются в реестр по инициативе фирм?

Примечательно, что ряд сведений в целях их отражения в рассматриваемом реестре может быть представлен хозяйствующим субъектом в ФНС по собственной инициативе. Так, по желанию ИП или юрлица в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ могут быть включены:

Информация о выпускаемой продукции,

Сведения об участии хозяйствующего субъекта в программах партнерства,

Информация о заключенных фирмой государственных контрактах.

Данные сведения компания должна предоставить в ФНС в электронном виде — с квалифицированной цифровой подписью. При этом непосредственно внесение отмеченной информации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства может быть осуществлено с помощью отдельных интерфейсов сайта ФНС.

Регулярность обновления данных в реестре

Как часто могут обновляться сведения, размещаемые в рассматриваемой базе данных? Впервые информация о хозяйствующих субъектах была внесена в реестр сведений субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 года. Впоследствии она будет обновляться каждый год 10 августа исходя из тех сведений, что имеются в распоряжении ФНС РФ до 1 июля.

Кроме того, законодательством предусмотрена более оперативная, ежемесячная корректировка — до 10 числа того месяца, когда появились основания для осуществления подобной процедуры, информации в соответствующей базе данных. Так, ведомый ФНС реестр субъектов малого и среднего предпринимательства может быть обновлен, если:

Требуется включить в него информацию о вновь созданных хозяйствующих субъектах;

Нужно исключить из реестра сведения о ИП или юрлицах, которые прекратили свою деятельность;

Есть необходимость обновления важных данных о хозяйствующих субъектах — например, об их адресах, об имеющихся у них лицензиях;

Нужно изменить сведения о выпускаемой бизнесами продукции.

При этом хозяйствующие субъекты, которые взаимодействуют с ФНС, несут ответственность за достоверность тех сведений, что предоставляются в ведомство.

Резюме

Итак, в соответствии с законодательством РФ, компетентными государственными органами ведется специальный реестр предприятий, по своим критериям соответствующих категории малых и средних бизнесов. Назначение данного ресурса — в облегчении получения заинтересованными лицами подтверждения того факта, что те или иные хозяйствующие субъекты официально классифицируются как СМП, в целях вступления с ними в правоотношения, одной из сторон которых должна быть фирма или ИП как СМП.

По сути, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку он облегчает работу и самим хозяйствующим субъектам, заинтересованным во вступлении в соответствующие правоотношения. Тем более никаких усилий с их стороны, направленных на включение сведений о бизнесе в базы данных в рамках рассматриваемого ресурса, не предполагается.

Ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет ФНС. Вместе с тем, по желанию фирма может передать налоговикам дополнительные сведения о себе в целях размещения в соответствующих базах данных.

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в