Порядок внесения изменений в должностной регламент. О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих российской федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате федерального агентства желез

В министерстве произошла реорганизация с изменением положений о подразделениях. Предстоит внести изменения в должностные регламенты некоторых госслужащих. В какой форме должны быть извещены госслужащие о внесении изменений в регламенты? Если госслужащий не согласен с теми обязанностями, которые на него возлагаются, каковы дальнейшие действия руководства? С уважением Спиридонова М.П.

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей .

Положения должностного регламента, а также результаты его исполнения гражданским служащим учитываются, в частности, при:

  • проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
  • проведении квалификационного экзамена;
  • поощрении гражданского служащего;
  • оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации;
  • планировании профессиональной служебной деятельности;
  • включении в кадровый резерв.

Вопрос из практики: можно ли вносить изменения в должностной регламент

Да, можно.

Порядок составления должностного регламента установлен Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Данная статья не содержит запрета на внесение изменений в составленные должностные регламенты. Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть руководителя государственного органа.

Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

  • изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;
  • изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);
  • изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

При реорганизации или изменении штатного расписания также можно составить дополнительное соглашение к должностному регламенту. Однако если в этом случае одновременно меняются наименование должности, должностные обязанности, наименование подразделения и возложенные на него функции, то должностной регламент нужно пересоставить.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ

Дополнительное соглашение - это прилагаемый к договору документ, в котором фиксируются те изменения в условиях первоначально заключенного договора. К примеру, дополнительное соглашение может:

Дополнять пункты текущего договора.
- аннулировать пункты текущего договора;
- изменять существующие пункты договора;

На практике заключение дополнительных соглашений весьма распространенное явление.
Под дополнительным соглашением понимают: а) действие (соглашение) участников уже существующего договора, направленное на изменение (дополнение) условий договора-соглашения, изменение (дополнение) прав и обязанностей участников правоотношения; б) документ, содержащий условия об изменении (дополнении) договора-соглашения.
Дополнительное соглашение к договору - это тоже договор-соглашение, поскольку он отвечает признакам договора. И в то же время это сделка. Отсюда важные практические выводы: общие правила о договорах распространяются и на дополнительные соглашения к договорам, если иное не установлено законом или договором. Например, заключение дополнительного соглашения к договору подчинено правилам о заключении договоров; условия действительности сделок (о правосубъектности, воле, волеизъявлении и др.) распространяются и на дополнительное соглашение к договору. Если, предположим, договор подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации, то и дополнительное соглашение к такому договору должно быть также совершено в нотариальной форме и зарегистрировано.
Важно иметь в виду, что дополнительное соглашение к договору не работает само по себе, поскольку в отсутствие того договора, к которому оно дополнительно (его незаключенность, недействительность), дополнительное соглашение есть юридический ноль.
Ниже Вашему вниманию представлены некоторые образцы дополнительных соглашений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СМЕНЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
СКАЧАТЬ





5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. В связи со сменой Генерального директора, что подтверждается (выпиской из ЕГРЮЛ) Приложение № 1 к настоящему соглашению, внести изменения в преамбулу договора № ___________ от __________ г. и считать Генеральным директором _________________________________ ____________________________.
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № ____ от _________ г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № _________от _____________ г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ____
к Договору № __________ от «__» ________ 20___ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице __________________, действующего на основании ___________, и _________________, в лице ___________________________, действующего на основании ___________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № 1 (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. На основании _____________________________ внести изменения в договор в части изменения названия «Заказчика» и вместо ___________________________ читать ______________________________.
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора № ______ от «___» ________ 20___ г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями Договора № ________ от «___» ________ 20___ г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ДОГОВОРА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___

г. ___________ «___» ________ 20___ г.




4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № _______ от «__» ________ 20___ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Действующего на основании _______, и _____________________________, в лице ___________________________________, действующей на основании _______________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № 1 (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. Пункт ___ договора изменить и изложить в следующей редакции «Настоящий договор заключен на срок с «__» __________ 2012 г. по «__» _________2013 г. и вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон».
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № ________ от «__» ________ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № ________ от «__» ________ 2012 г..
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ _______________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:




4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ О СМЕНЕ АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. В связи с изменением юридического адреса «Заказчика», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ___ № ______ (Приложение № 1 к Соглашению), внести изменения в Раздел ____ «Адреса и банковские реквизиты сторон» Договора № _____ от «__» _______ 2012 г., в части «Заказчик», и считать юридическим адресом: _______________________
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора № _____ от «__» _______ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № Договора № _____ от «__» _______ 2012 г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ ДОГОВОРА

СКАЧАТЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.
г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:





5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТОИМОСТИ РАБОТ (УСЛУГ)
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. П.____ договора изменить и изложить в следующей редакции: «Стоимость работ (услуг) определяется на основании «________________________», и в соответствии с представленными Исполнителем счетами к договору составляет ____________ (_______________________), в том числе НДС 18% __________ руб. (Приложение № ___ к договору).
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № _____ от «__» ________ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № _____ от «__» ________ 2012 г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ О ЗАЛОГЕ
СКАЧАТЬ

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуем__ в дальнейшем "Залогодатель", в лице _____________________, действующ___ на основании _____________________, с одной стороны, и _____________________, именуем__ далее "Залогодержатель", в лице _____________________, действующ_____ на основании ______, с другой стороны, заключили настоящее Дополнительное соглашение к Договору N _________ от "___"________ ___ г. о нижеследующем:

1. Возложить на Залогодержателя обязанность извлекать из предмета залога плоды и доходы в целях погашения основного обязательства (либо в интересах Залогодателя).
2. Настоящее Дополнительное соглашение N __ от "___"________ ___ г. является неотъемлемой частью Договора N ____ от "___"________ ___ г. и вступает в силу с момента подписания.
3. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:

Залогодатель: ___________________________________________

Залогодержатель: ________________________________________
___________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Залогодатель: __________________ Залогодержатель: _________________
_________________ М.П. ___________________ М.П.

(подпись) (подпись)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТА ДОГОВОРА

СКАЧАТЬ

Дополнительное соглашение
к Договору № _______ от __________________

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице Генерального директора, действующего на основании Устава, с одной стороны, и

Именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице
______________________________________________________________________________________,действующего на основании ______________________, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Внести в условия Договора № ___________ следующие изменения:
1.1. Пункты ________________________________ считать недействующими.
1.2. Принять пункты _____________________________ в следующей редакции:

__________________________________________________________________________.
2. Настоящее соглашение распространяется на отношения, возникшие после ___________ 2012 года.
3. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
4. Подписи сторон

СОГЛАШЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
СКАЧАТЬ
СОГЛАШЕНИЕ
о расторжении Договора купли-продажи

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуем__ в дальнейшем Продавец, в лице ____________, действующ___ на основании ____________, с одной стороны, и __________________, именуем___ далее Покупатель, в лице _______________, действующ___ на основании ______________, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. Стороны расторгают Договор купли-продажи N ____ от "__"_______ 2011 г. с момента подписания соглашения сторонами.
2. При расторжении договора N ___ прекращаются все взаимные обязательства сторон, связанные с его заключением и исполнением.
3. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:
Продавец: _________________________________________________________________

Покупатель: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Продавец:

М.П.

Покупатель:

_________________ _________________/________________

М.П.

Соглашение об изменении условий поставки товара

СКАЧАТЬ

Об изменении условий договора поставки № от «___» _______ 201__ г..

г. ________ «___» _______ 201__ г.

Именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице _______________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ____________________________, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение №1 к Договору № от «___»_______ 201____ года о нижеследующем:

1. Внести изменения в Приложение№1 к Договору и изложить его в редакции настоящего Соглашения.

2. Во всем остальном условия Договора остаются неизменными.

3. Настоящее Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

4. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу - по одному для каждой из Сторон.

Поставщик: Покупатель:

Дополнительное соглашение о расторжении договора и возврате денежных средств

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
о расторжении договора _______________
№ ___ от ___ ________ 20__ г.

г. ____________ ___ __________ 20__ г.

Общество с ограниченной ответственностью «____________», именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице Генерального директора ___________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _______________________, именуемый(ая) в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем СТОРОНЫ, заключили настоящее дополнительное соглашение к договору ___________ № ____ от ___ __________ 20__ г. (далее по тексту - ДОГОВОР) о нижеследующем:

1. СТОРОНЫ пришли к соглашению считать ДОГОВОР расторгнутым со всеми его условиями с ___ ___________ 20__ г.
2. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется вернуть (выплатить) ЗАКАЗЧИКУ денежные средства в полном обеме, ранее оплаченные последним ИСПОЛНИТЕЛЮ в рамках ДОГОВОРА, в сумме ______________ (________________________) рублей _______ коп.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется в срок до ___ ___________ 20__ г. перечислить денежные средства, согласно п. 2 настоящего дополнительного соглашения, по следующим реквизитам ЗАКАЗЧИКА:

Р/счет: ___________________________ в ______________________________
К/счет ____________________________
БИК ________________
ИНН ________________ / КПП ________________
ОГРН ___________________
___________________________________________________________________

4. С момента исполнения ИСПОЛНИТЕЛЕМ своих обязательств, предусмотренных п. 2 и 3 настоящего дополнительного соглашения, ЗАКАЗЧИК не будет иметь каких-либо материальных или моральных претензий к ИСПОЛНИТЕЛЮ, связанных с исполнением ДОГОВОРА.
5. Настоящее Дополнительное соглашение:
вступает в силу с момента подписания его СТОРОНАМИ.
является неотъемлемой частью ДОГОВОРА.
составлено в двух экзеплярах, имещих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из СТОРОН.

ПОДПИСИ СТОРОН
ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИК
Генеральный директор Гражданин(ка)
ООО "_____________"

________________ / _______________ ________________ / _______________
МП

Дополнительное соглашение, когда не выбрана вся продукция

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1
к договору
№_______________ от «_________» ____________ 201__ года

г. ____________________ «___» _________ 201__ года

Именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ________________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ________________________________________ «________________________________», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице _______________________________________________, действующего на основании ______________________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:

1. В связи с окончанием срока действия «____» ______________ 201____ года договора №__________ от «______» _____________ 201___ года и фактическим потреблением продукции «Заказчиком» по факту, а именно: ___________ в количестве _________ ___________ на общую сумму ____________________________________________, «Стороны» пришли к взаимному соглашению о расторжении договора №____________ от «____» ________ 201__ года.
2. Настоящее дополнительно соглашение является неотъемлемой частью договора №_________ от «____» __________ 201__ года.
3. С момента подписания настоящего дополнительного соглашения все обязательства «Сторон» по договору №_________ от «___» ___________ 201___ года прекращаются.
4. Стороны претензий к друг другу не имеют.
5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
6. Подписи сторон:

Поставщик
________________________________

_________________

________________/_____________/

Заказчик
____________________________________

____________________

____________________/______________/

Склярова Марина Евгеньевна , инспектор по кадрам
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества»

Многие вопросы трудовых отношений: дополнительная работа, совмещение, привлечение к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих трудовых обязанностей, изменение условий труда - зависят от того, как изначально закреплена трудовая функция работника в его должностной инструкции. Должностная инструкция - это локальный нормативный акт, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, его ответственность. В общепринятой практике разрабатывается руководителем или его заместителем для своих подчиненных и согласовывается с юристами (юридическим отделом). Должностная инструкция составляется в трех экземпляров для каждого работника: один экземпляр храниться в отделе кадров; второй - у руководителя отдела (подразделения); третий - у работника.

Но в наше динамичное время может возникнуть потребность изменения положений должностной инструкции. Как это сделать правильно, соблюдая нормы законодательства и не нарушая прав работника? И в этом случае практика правоприменения не дает однозначного ответа. Одни работодатели подписывают с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, другие сами разрабатывают новую должностную инструкцию и просто знакомят с ней работника. Так кто же прав?

Вопрос непраздный, так как анализируя тематику жалоб работников на сайте Роструда, можно увидеть, что около 10% из них составляют жалобы работников на нарушения их прав при изменении условий труда. Для начала обратимся к комментариям и ответам Роструда на жалобы работников, касающиеся порядка изменения должностных инструкций.

Роструд поясняет, поскольку порядок составления инструкции нормативно-правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает как его оформить и внести изменения. Однако возложение на работника дополнительных обязанностей должно быть согласованно с работником. Так ч. 1 ст. 72 Трудового кодекса РФ говорит, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Работодатель вправе осуществить изменение должностных обязанностей работника, если необходимость данных изменений вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. Но при этом работодатель не может менять трудовую функцию (должность) работника, т.е. изменение может осуществляться в рамках существующих трудовых обязанностей. Действия работодателя правомерны, если для изменения должностной инструкции у него есть вышеуказанные причины. И он уведомил работника о них и об изменении инструкции за два месяца (ч.2 ст. 74 ТК РФ).

Если изменение должностной инструкции повлечет изменение условий трудового договора, то работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять трудовую функцию работника. Изменение трудовой функции работника при изменении условий трудового договора допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора.

Роструд стоит на позиции, что утверждение должностных инструкций находится в компетенции работодателя. Поступая на работу, работник ознакамливается с должностной инструкцией и либо соглашается, либо не соглашается на соответствующие условия трудового договора. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а так же утверждаться как самостоятельный документ. Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласиться на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, изменения в и должностную инструкцию вносятся путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора, утверждается должностная инструкция в новой редакции, работник должен быть ознакомлен с ней письменно.

Позиция Роструда ясна: изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем возможно, если это не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора. А что является обязательными условиями трудового договора, и какие из них могут содержаться в должностной инструкции работника?

Вернемся еще раз к тому, что содержит в себе должностная инструкция. Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:

Общие положения;

Функции;

Должностные обязанности;

Права;

Ответственность;

Взаимоотношения (связи по должности);

Режим рабочего времени и времени отдыха;

Сроки подготовки служебных документов и т.д.

Мы можем наблюдать, что разные разделы должностной инструкции имеют разную юридическую природу. Так взаимоотношения (связи по должности) базируются на регламенте работы, принятом у работодателя. Режим рабочего времени и времени отдыха - на правилах внутреннего трудового распорядка. Как правило, данные документы в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель разрабатывает самостоятельно и обязательно знакомит работника с ними под роспись. Хотя в последнее время наблюдается тенденция в практике принимать данные локальные нормативные акты как часть коллективного договора между работодателем и работниками. То есть односторонность имеет тенденцию сменяться взаимным обсуждением и договоренностью.

Вместе с тем должностная инструкция содержит и положения совсем иной юридической природы. Это разделы, посвященные функциям и должностным обязанностям работника. Обратим внимание, что Трудовой кодекс РФ относит к содержанию трудового договора, его обязательным условиям. В трудовом договоре, наряду с другими условиями, указывается трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 15 трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором. Принуждать его к другой работе - нарушать один из основополагающих принципов трудового законодательства, установленный ст. 4 ТК РФ.

На наш взгляд, разделы должностной инструкции, посвященные функциям и должностным обязанностям работника, относятся к обязательным условиям соглашения, заключаемого между работником и работодателем. Следовательно, порядок изменения данных положений должен включать согласие работника с этими изменениями. А вот положения должностной инструкции, касающиеся регламента работы, можно изменять в одностороннем порядке, просто ознакомив работника с новой редакцией.

По нашему мнению, необходимо более детально обсуждать вопрос порядка изменения должностной инструкции в научной среде. Несомненно, имеется социальный запрос на упорядочивание практики правоприменения данного вопроса со стороны главного регулятора правоотношений - Верховного суда.

Условия служебного контракта с гражданским служащим, как и условия трудового договора, в силу различных обстоятельств могут быть изменены по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Причем законодатель разграничивает понятие перевода (который, по сути, также является изменением условий служебного контракта в части должностных обязанностей) и изменения иных условий контракта. О том, в каком порядке могут изменяться условия служебного контракта, не имеющие отношение к должностным обязанностям служащего, и какие ошибки допускают при этом представители нанимателя, расскажем в статье.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ ).

К существенным условиям служебного контракта относятся:

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79‑ФЗ , иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
  • нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
  • об испытании при поступлении на гражданскую службу;
  • о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом № 79‑ФЗ , другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.

Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, то временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона № 79‑ФЗ .

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.

Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), то изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона № 79‑ФЗ ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона № 79‑ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ . При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).

Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона № 79‑ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ , то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ : отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание

Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена.

Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона № 79‑ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79‑ФЗ . Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.

Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2011 № 17‑3/834 . Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу № 33‑2106 ).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.

Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.

При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.

Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ , в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.

Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона № 79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.

Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ : не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона № 79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу № 33‑411‑2012 ).

Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ , в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.

Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.

В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012 ).

При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.

Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - Управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.

Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.

Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона № 79‑ФЗ .

Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу № 33‑8498, А-9 ).

Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ других оснований увольнения.

Э. Е. В. в 2013 году заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области Министерство упразднено. Функции упраздненного Министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Э. Е. В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. 8.2 , 8.3 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.

Распоряжением исполняющего обязанности министра Э. Е. В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э. Е. В., исходя из того, что государственный орган Министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон № 79‑ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ .

Из анализа ст. 24 и 29 Закона № 79‑ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.

В этом виде правоотношений не может идти речи об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа - правопреемника ранее существовавшего госоргана и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ , с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу № 33‑645/2014 ).

Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу № 33‑3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ , и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.

Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К. М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ ).

При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ преду­смотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К. М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.

Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Прежде всего, не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует «прикрывать» данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона".

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта